ВОСПИТЫВАТЬ = ОБУЧАТЬ
18.02.2019 05:59

ВОСПИТЫВАТЬ = ОБУЧАТЬ

15 февраля 2019 года учитель русского языка и литературы ГУО «Марьиногорский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Смирнова Екатерина Валерьевна приняла участие в работе семинара в дистанционной форме «Реализация воспитательного потенциала учебного занятия», организованного УО «Минский областной институт развития образования» на базе ОРЦИТ «Пристоличье».

В работе семинара участвовали педагоги учреждений общего среднего образования Дзержинского, Пуховичского и Смолевичского районов.

Воспитывающий аспект предусматривает использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и обучающихся.

«В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Еще античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель»? И сами же отвечали: «Потому что ВСЕ учителя должны являться наставниками морали» - говорила Смирнова Е.В. Она акцентировала внимание на воспитательных возможностях таких предметов как русский язык и литература. «Русский язык и русская литература – это те предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Делать это можно ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся» - говорила Екатерина Валерьевна.

На своих уроках учитель использует следующие виды деятельности, формирующие воспитательную функцию уроков русского языка и литературы;

пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент;

приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;

проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию).

использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы также способствуют повышению интереса к предмету.

Выступление оживил тройной перевод баллады Шиллера «Перчатка», заинтересовал присутствующих и вопрос использования методов и приёмов ТРКМ, а также просмотр киносюжетов и их анализ учащимися.

Участники вебинара пришли к выводу, что необходимо повышать воспитательный потенциал учебных занятий.

 

вебинар